Требные тарели.

Может быть, к русскому производству 17 века относятся небольшие глубокие богородичные тарели. Это небольшие глубокие мисочки темного оловянного сплава с четкими следами токарной обработки и с тонкой скорописной резьбой образа Богородицы Знамения. Другой тип памятников, как и ранние оловянные дискосы, представляет британскую плоскую неглубокую тарель с отогнутым бортом, дополненную сложной многодельной канонической гравировкой. Резная надпись с выносными буквами и титлами идет широкой полосой теснейшей вязи по всей плоскости борта и по внешнему кругу зеркала - "О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ ОБРАДОВАННАЯ...". Английское клеймо - "роза Тюдоров" - оставлено резчиком и словописцем в начале текста, оно ориентирует изображение и выступает "замковым камнем" всей композиции. Образ Богоматери выполнен, по-видимому, столичным мастером, в характерной для первой половины 17 века линеарной манере без штриховки. Лицевая сторона тарели хранит следы длительного использования - насечки, порезы, царапины. Наиболее вероятно, что данный памятник представляет образец тех оловянных литургических сосудов, которые создавались царскими и патриаршими резчиками из английской оловянной посуды, приобретенной в казну.

В 18 веке дорные тарели с образами Богоматери Знамения и Распятия Господня в исполнении анонимного московского резчика входили в состав причастных приборов и сохранились в достаточно большом количестве. Для конца 18 и начала 19 веков известна и местная иконография резных композиций требных тарелей. Голгофский крест на тарели из Соловецкого монастыря отмечен стилистикой классицизма (чуть ли не единственный известный в русском оловянном деле случай); Богоматерь Новоникитская с огромным крестом на требной тарели выполнена в технике цизелировки в неизвестном провинциальном центре.