Дарохранительницы.

Основной тип оловянной дарохранительницы, который возникает, вероятно, в самом конце 17 века и производится на протяжении всего 18 века - двухъярусное сооружение, сложенное и спаянное из оловянного листа, и по очертаниям объемов напоминающее небольшую одноглавую церковь-часовню: прямоугольное основание установлено на четырех ножках, отлитых в виде шариков или звериных лап и накрыто трапециевидной верхней частью с точеной луковичной главкой, увенчанной крестом или Распятием. Все четыре стенки нижнего ковчега несут рельефные иконные изображения, на верхнем ковчеге помещено только одно - на выдвижной передней стенке; резкая ступень перехода между двумя ярусами скрадывается рельефными силуэтами ангелов с рипидами, таким же изображением херувима увенчана обычно выдвижная верхняя стенка. Угловые швы пайки листового металла скрыты и укреплены литыми полосками волнистого рефления.

В середине 18 века, в дополнение к типу дарохранительницы-часовни, приходит тип, который можно уподобить сени или киворию; возникновение его отражает проникновение стиля рококо в оловянное дело. На круглой или прямоугольной в плане коробке, заключающей в себе Святые Дары, на четырех ажурных ножках высится легкое сквозное сооружение с литыми колонками, увенчаными сенью из разорванных раковин и волют с имперскими коронами, с небольшим шпилем и Распятием наверху. Под сенью установлен ковчег в виде Гроба Господня и силуэтные фигуры ангелов с рипидами и Жен Мироносиц, а на поддоне - четырех Евангелистов. Эта получившая широкое распространение в олове форма достаточно устойчива, а варианты ее имеют несущественные различия.

Типы оловянных дарохранительниц 18 столетия отразили и некоторые местные формы напрестольных ковчегов. Для северных памятников характерны большие объемы, лапидарные монументальные формы и отсутствие изображений и декора, иногда - не двух-, а трехъярусная конструкция. Ярославские памятники продолжают старую местную традицию металлических ковчегов-шкатулок с выпуклой откидной крышкой.